Последствия изменений в сфере внутреннего туризма: рост инвестиционного интереса и повышение планки в гостиничном сегменте

Из-за стремительного роста внутреннего туризма появилась нужда в большем количестве гостиниц. Сейчас государство активно поддерживает инвесторов, которые вкладываются в сегмент. Но все ли отели выиграют в текущих реалиях? В статье разберём ситуацию на рынках гостиничной недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга и определим, в какую сторону движется инвестиционный и туристский интерес.

Особенности развития внутреннего туризма

Сложности при выездах за рубеж простимулировали население иначе взглянуть на отдых внутри страны. Начали развиваться экотуризм, путешествия в лечебно-оздоровительных и экскурсионно-познавательных целях.

По данным РСТ, за 2023 год турпоток в России вырос на 20% — до 78 млн, что стало историческим рекордом. А согласно Росстату, вместе жители и гости страны в 2023 совершили 165 млн турпоездок. Это на 17% больше, чем в позапрошлом году. В 2024 активно восстанавливается и поток иностранных туристов, который вырос по сравнению с первым кварталом 2023 на 43%. На январь и февраль этого года уже пришлось 18,7 млн путешествий по России, из которых 55% — Центральный и Северо-Западный федеральные округа.

Адаптируясь под спрос, отели распределяются по стране неравномерно:

  • 39% качественного номерного фонда России — ЦФО,
  • 20% — СЗФО.

Последствия изменений в сегменте внутреннего туризма:
загрузка столичных отелей

Рост туризма отразился на заполняемости гостиниц.
По данным Hotel Advisor, в 2023 году загрузка в Москве увеличилась до 74%. В Петербурге — до 60%. Как утверждает Денис Платов, директор департамента рынков капитала Nikoliers, загрузка столичных отелей превзошла средние показатели последних трёх лет. Сейчас она находится на уровне 2019 года. Москва и Санкт-Петербург восстановили свой статус городов-центров международного туризма в России.

Внимание государства к отельной сфере

По планам Министерства экономического развития России, к 2030 году доля туризма в объёме ВВП увеличится в 2 раза: c 2,6% до 4,5%.

Для этого государство стимулирует развитие отрасли и реализует меры поддержки:

  • Национальный проект «Туризм и Индустрия гостеприимства»;
  • Постановления Правительства РФ №141 о субсидировании кредитов для инвестиционных туристских проектов;
  • Закон об обнулении ставки НДС для всех гостиниц до 2027 года;
  • Программа льготного кредитования по созданию средств размещения.

Повышение инвестиционного интереса

Аналитики не пришли к единому числу, которое бы отразило процент гостиничного сегмента от всех инвестиций в коммерческую недвижимость: специалисты использовали разные методики подсчётов. Однако они сошлись во мнении, что интерес инвесторов к сфере растёт. 9,2 млрд рублей — вот сколько по данным IBC Real Estate российские компании потратили на приобретение отелей в первом квартале 2024 года. Доля вложений в гостиницы стала рекордной для последних 9 лет, и больше всего инвестиций в отели пришлось на Москву и Санкт-Петербург.

Гостиничная недвижимость Москвы

По отчёту консалтинговой компании IBC Real Estate наглядно видно, что максимальное внимание со стороны туристов получила столица: в 2023 году её посетило 24,5 млн человек. И 10% из них — гости из других стран, преимущественно из Китая.

Самым быстрорастущим направлением столичного туризма стал business trip. На долю Москвы пришлось 20% всех деловых поездок по России. В 2022 показатель составлял 15%.

По сравнению с прошлым годом, в 2024 году средняя цена на номер выросла на 40%, что вкупе с положительным изменением загрузки привело к росту доходности гостиниц. Сейчас показатель демонстрирует 7,1 тыс. руб. на номер — это почти в 2 раза больше, чем в 2022.

Гостиничная недвижимость Санкт-Петербурга

Согласно данным, которые предоставил губернатор Северной столицы на совещании от 28.03.2024, в 2023 году Санкт-Петербург:

  • Принял 9,4 млн гостей;
  • Вложил в РВП 483 млрд руб. от сферы туризма;
  • Принёс связанный с туризмом доход каждому 12-му жителю города.

От туризма в экономику Санкт-Петербурга поступило 480 млрд рублей, что на 27% превосходит показатель допандемийного периода и на треть — 2022 года. По итогам 2023 город на Неве занял первое место в рейтинге устойчивого развития туризма и индустрии гостеприимства среди других регионов России. За январь–февраль 2024 турпоток здесь превзошёл аналогичный период прошлого года на 13% и составил 1,5 млн поездок. Доходность же в гостиницах по сравнению с 2022 годом сейчас увеличилась почти в 2 раза.

Проблема номерного фонда в 2024 году

До 2020 года среди россиян имело силу убеждение, что зарубежный сервис лучше отечественного. Но с развитием внутреннего туризма в России проблема раскрылась с другой стороны. В стране определённо есть гостиницы, которые работают по международным стандартам. Но в сфере качественного номерного фонда сохраняется острая нехватка. Как подсчитали аналитики NF Group, по итогам года в Северной столице открылись всего три классических гостиницы общим номерным фондом 189 номеров. Зато целых семь апарт-отелей на 2055 юнитов. Доля апартаментов в объёме общего предложения средств размещения составила 35%.

Какие отели выиграют в текущих реалиях

Состоятельные путешественники готовы выбирать свою страну как место для отдыха. Но жертвовать комфортом они не хотят. Отсюда проблема для туризма в России — нехватка в отелях с исключительным сервисом, которые по качеству услуг не уступили бы Marriott или Accor.

Привыкшие к высокой планке зарубежного сервиса, путешествующие ожидают от отечественных гостиниц не меньшего:

  • хорошую локацию,
  • продуманную концепцию,
  • качественную инфраструктуру,
  • профессиональную управляющую компанию.

Дефицит привёл к тому, что в качественных отелях произошло самое смелое повышение загрузки и доходности на номер. Повлияла на показатели и популярность хороших гостиниц среди местных жителей. Речь идёт о лечебно-оздоровительном туризме, когда проживающие в больших городах России остаются на уикенд в отеле из-за наличия там спа-комплексов. Дополняет процедуры продвинутый рум-сервис: индивидуальное обслуживание шеф-поваром и сомелье, возможность получить завтрак в обеденное время, премиальные косметические средства в номерах. Так горожане восстанавливают силы после энергозатратной трудовой недели, поддерживают своё физическое и ментальное здоровье.

Рост качественного инвестиционного интереса: искусство инвестировать

Дальновидные инвесторы оперативно среагировали на спрос и определили зону роста. Всё больше появляется тех, кто не желает вкладываться в незатейливые меблированные апартаменты. Они смотрят на репутацию компании, оценивают, насколько её предыдущие проекты полюбились гостям.

Искусство — это деятельность, через которую человек выражает свою натуру. Вот почему понятие не ограничивается театром, живописью или музыкой. Осознали это люди давно: «просвящённый» светский человек всегда если не создавал прекрасное, то непременно окружал себя им. И совершенная коллекция современного аристократа — исторические номера в отелях-объектах культурного наследия.

ACADEMIA LAND, совместно с партнёрами, возрождает достояние нашей страны: мы находим старинные особняки в центре столиц и дарим им вторую жизнь. Так полуразрушенные дома становятся нарядными отелями, а их первоначальная концепция сохраняется.

Номера мы разрабатываем с акцентом на создание атмосферы расслабления и комфорта — это становится обязательным требованием к отелям. Гости привыкают к культу сервиса и впредь не соглашаются на меньшее. Тем самым качественный номерной фонд стимулирует социальную ответственность бизнеса.

Чтобы узнать, как стать совладельцем роскошного исторического отеля — оставьте заявку, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Готовы ответить на ваши вопросы
Менеджер проконсультирует вас и предоставит информацию по доступным объектам

Читать другие статьи

Показать еще
2014–2024 Сеть отелей «ACADEMILAND»®
Мы используем cookie, чтобы сайт был удобнее. Они содержат информацию о ваших предыдущих посещениях. Отказаться от их использования можно в настройках браузера.
Карта сайта
ACADEMIA LAND